О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации

Эта идея обсуждалась неоднократно в течение последнего месяца. Идея сразу же понравилась, но требовала подготовки — не так физической, как эмоциональной. Озвучил эту мысль Алексей Мурашкевич, наш коллега и единомышленник, волонтёр благотворительной организации «Подросток».

В чем же суть? После окончания учёбы, да и в принципе, детям из подобных учреждений тяжело найти себя в этом мире. Во-первых, они растут и развиваются в закрытом и очень узком кругу людей и собственно пространстве. Круглый год видят одни и те же стены своего учреждения и общаются с одними и теми же людьми — со своими педагогами и сверстниками. Воспитанников в этой школе 43, все мальчишки 12-14 лет. Так вот смысл нашей поездки заключался в том, чтобы эти дети узнали больше о внешнем мире, с которым они скоро встретятся, о занятиях и интересах современной молодёжи.

22 декабря 2011 года Благотворительный фонд «Подросток» посетил Свердловскую школу социальной реабилитации.

Выезд состоялся в рамках проекта «Своё будущее ты выбираешь сам!», цель которого познакомить воспитанников Свердловской школы социальной реабилитации с деятельностью различных интересных молодёжных организаций Луганской области.

Одной из таких приглашённых организаций, как Вы уже поняли, были мы.

Сначала было страшно: а что я им буду рассказывать? Интересно ли этим детям то, чем мы занимаемся. Какой реакции ждать?

Была в полной уверенности, что едем мы в исправительную колонию для несовершеннолетних — любят же у нас переименовывать училища в колледжи, школы в лицеи, даже по аналогии тяжело было представить, что скрыто под этим названием. Ожидала, что на окнах будут решётки, а на входе тщательный досмотр и «инструктаж» о том, что нельзя и что можно.

Подъезжаем к воротам школы — все открыто. Никаких решёток. Заезжаем. Минуя просторный двор, останавливаемся у здания школы. На заднем дворе видна большая футбольная площадка. Нас встречают педагог школы и дежурный — мальчик с красной повязкой, как во всех школах, только одет он в камуфляж. У детей здесь такая форма. Провожают нас прямо в кабинет к директору. Просторно, светло, уютно, но прохладно. «Приходится экономить на отоплении, на полную силу прогреваем помещение к вечеру, чтобы спать было комфортно, — поясняет Лариса Ивановна». Стены украшены вышивками, это работы мальчишек! Нашему приезду заметно рады. В 11.00 звенит звонок с уроков, дети спускаются к нам в актовый зал. Ребята спокойно рассаживаются, с любопытством вглядываются в наши лица. Без пафоса и официальных реплик нас представляет Алексей.

О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #1 О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #2 О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #3

Мы с Костей уходим готовить спортзал, а со школьниками работает Ирина Згоденко, старший библиотекарь Луганской областной библиотеки для юношества. Ирина проводит для ребят викторину, в которой они узнают много нового о новогодних праздниках. Спортзал готов, возвращаемся к детям. Что мы видим? Дети с азартом отвечают на вопросы викторины, зарабатывают «фишки», которые потом будут обмениваться на подарки, хотя они об этом пока не знают. Каждый хочет получить «фишку». Подсказывают тем, кто ещё не смог дать правильный ответ. К каждому заданию относятся очень сосредоточенно.

О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #4 О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #5 О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #6

Викторина подходит к концу, «фишки» заработаны, но победила дружба.

Вот и моя очередь «вещать». Решила ребят не утомлять рассказами, немного вводной информации о нашем клубе, а потом предлагаю устроить маленький киносеанс с видеороликами о мультиспортивных и скалолазных фестивалях, которые проводим мы и наши коллеги с других спортивных клубов, а напоследок — сюжет о профессиональных слэклайнерах. Дети в восторге! Осталось только дать попробовать свои силы на слэке. Для этого «заманиваем» их в спортзал, где их уже ждет главный сюрприз встречи. Первыми просятся самые маленькие, девятиклассники в робком раздумии — наверное, стесняются спасовать перед младшими. Потом, все-таки решаются. В общем, обычное поведение для такого возраста. Первые шаги на слэклайне превращаются в игру «Кто дальше?», причём дети сами следят, чтобы никто не подходил без очереди. Вот такое обострённое чувство справедливости. Конечно же, слэклайнером за одну тренировку не станешь, а вот «заразиться» можно.

О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #7 О нашей поездке в Свердловскую школу социальной реабилитации. Изображение #8

Наша встреча подходила к концу. Дети уходят на обед, а мы к Ларисе Ивановне попрощаться. Лариса Ивановна рассказывает о своих выпускниках и нынешних воспитанниках: это дети, от которых отказались школы из-за того, что не могли справиться с их поведением, или дети из неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав. Для них школа реабилитации стала домом и семьей. Многие дети из Луганска, меньшая часть — из городов области. Директор признается, что именно здесь дети, которые в обычной школе, были «за бортом», т. е. не интересовались учёбой, никогда не участвовали в школьных праздниках, начинают себя проявлять. Роли в школьных спектаклях приходится придумывать под всех ребят, они все хотят поучаствовать.

Свердловская школа социальной реабилитации сейчас находится под угрозой закрытия. Звучит очень обыденно, зная нынешнюю ситуацию в стране. Но никакие планы оптимизации не укладываются в голове, когда ты видишь такой дружный коллектив, живущий практически как единый организм.

P. S. С пустыми руками нас не отпустили. На прощание нам подарили ангелочков, которых дети сделали своими руками.

P. P. S. Алексей, спасибо за «газельку» и водителя, который не курит и не слушает шансон! :)

Команда приключений «Арта»