Узлы

Вместо введения

Узлы в горном туризме служат для навески страховочного снаряжения. Под навеской нужно понимать крепление веревок и «железа» на рельефе и участнике похода. Собственно, настоящее умение вязать узлы — это овладение техникой навески страховочного снаряжения, сами по себе веревочные узлы нужны только для макраме.

Существует огромное количество узлов, причем большинство из них имеют одинаковое назначение. Овладение техникой вязки узлов всегда должно начинаться с выбора тех из них, которые будут достаточным минимумом, необходимым в тех или иных условиях. Учиться вязать все узлы не просто долго, но и опасно, поскольку в тех ситуациях, когда от узла будет зависеть жизнь человека, узел нужно вязать, а не мучительно выбирать наиболее подходящий.

Применяемые в горном и пешеходном туризме узлы делятся на 2 класса: используемые при страховке — страховочные и не используемые при страховке — вспомогательные.

В свою очередь все страховочные узлы, по их назначению, можно разделить на такие группы:

  • для связывания двух верёвок или петель (одного диаметра и материала!)
  • для привязывания к неоткрывающимся устройствам и закрытым опорам (ИСС, стволы деревьев, кольца)
  • для получения петли на конце верёвки
  • для получения петли на середине верёвки (т. е., без использования концов верёвки)
  • для организации самостраховки («схватывающие узлы»)

Из каждой группы достаточно уметь вязать всего один узел, но владеть техникой его вязки нужно в совершенстве.

В отличие от страховочных узлов, вспомогательные узлы нужно просто знать, а не уметь вязать в совершенстве. Они не используются при страховке, их быстрая и безошибочная вязка не столь актуальна, к тому же любой из них, пусть и с меньшим удобством, на практике всегда можно заменить одним из страховочных узлов.

Для овладения техникой вязки узлов в совершенстве необходимо знать, что у каждого страховочного узла есть:

  • рисунок узла (причем не просто общий рисунок, а рисунок каждого шлага в узле, ведь неправильно завязанный узел снижает прочность веревки, а грязно завязанный узел ослабляет ее еще больше)
  • наиболее рациональный способ вязки
  • способы вязки в стесненных или необычных ситуациях
  • требования по оптимальному использованию узла
  • правила, допускающие использование узла для конкретных целей (в том числе, с учетом реально возможной ситуации его применения, и в прямой зависимости от нее)

Именно последнее условие определяет количество узлов, которые нужно знать туристу. Если в какой-то ситуации, вместо того узла, который вы знаете, безопаснее использовать или быстрее завязать другой узел, то такой узел нужно научиться вязать и использовать его в подобных ситуациях.

Далее будут перечислены узлы в каждой из групп.

Узлы для связывания двух верёвок одного диаметра и материала.

Встречная восьмёркаВстречная восьмёрка ГрейпвайнГрейпвайн

Узлы для привязывания

Штык с обносомШтык с обносом Двойная восьмёрка — вариант «одним концом»Двойная восьмёрка — вариант «одним концом» Булинь (беседочный узел) — вариант «одним концом»Булинь (беседочный узел) — вариант «одним концом»

Двойной булинь — вяжется так же, как и «двойная восьмёрка одним концом» — рабочий конец обносится вокруг опоры и затем повторяет рисунок узла.

Узлы для получения петли на конце верёвки

Двойная восьмёркаДвойная восьмёрка Двойной булиньДвойной булинь

Узлы для получения петли на середине верёвки

Австрийский проводник («альпийская бабочка»)Австрийский проводник («альпийская бабочка») Стремя (выбленочный узел)Стремя (выбленочный узел)

Узлы для организации самостраховки («схватывающие узлы»)

Узел ПрусикаУзел Прусика Обмоточный (австрийский схватывающий) — обратный вариантОбмоточный (австрийский схватывающий) — обратный вариант

Вспомогательные узлы

Узел UIAA («карабинный») — замена спускового / страхующего устройстваУзел UIAA («карабинный») — замена спускового / страхующего устройства

В связи с регулярными (чего уж греха таить) случаями потери снаряжения на маршруте знание этого узла — жизненно необходимо.

Бергвахт («заячьи уши») — для получения сдвоенной петлиБергвахт («заячьи уши») — для получения сдвоенной петли Брамшкотовый — для связывания двух верёвок разного диаметра или материалаБрамшкотовый — для связывания двух верёвок разного диаметра или материала

О прочности узлов и верёвок

Эффективность узла — остаточная прочность верёвки (каната, троса) в узле от номинальной прочности верёвки выраженная в процентах.

Силы, действующие на верёвку внутри узла, не распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность. В зависимости от узла, прочность верёвки обычно ослабевает на 30—60%.

Ниже приведена таблица эффективности узлов, наиболее часто применяемым в альпинизме, скалолазании и спелеологии:

Узел Эффективность, %
Грепвайн 56
Встречная восьмёрка 47
Встречный проводни 41
Девятка 70
Восьмёрка 55
Двойной булинь 53
Булинь 52
Австрийский проводник 51—53
Проводник 50

Как видим, на практике всегда приходится выбирать между удобством и эффективностью.

Прочность узла также зависит от материала троса, от способа плетения, от диаметра, нагрузки, направления нагрузки, вида узла и других условий.

  • Узлы в мокрой верёвке менее прочны (приблизительно на 25%).
  • Чем тоньше верёвка, тем менее прочен узел.
  • Если материал верёвки более скользкий, то узел менее прочен.
  • Чем жёстче материал верёвки, тем менее прочен узел.

К чему это всё?

Величины объявленной прочности на разрыв, гарантируемые производителями, очень внушительны — от 1700 кг для 9-миллиметровой верёвки до 3500 кг для 14‑миллиметровой и больше. Однако многие факторы снижают прочность верёвок и не следует ориентироваться на эти цифры.

Любой узел в той или иной степени ослабляет верёвку. Грамотно подобрав узлы можно значительно снизить ослабление.

  • Перегибание в узлах — в зависимости от узла, прочность верёвки ослабевает на 30‑60% (см. таблицу эффективности узлов выше). Силы, действующие на нагруженную верёвку без узлов, распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Если верёвка перегибается, силы при нагружении распределяются неравномерно. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность;
  • Влияние воды и влажности — поглощение воды полиамидными волокнами, из которых состоит веревка, значительно. Испытания с узламы показали, что влажная верёвка на 4‑7% слабее сухой. При замерзании мокрой верёвки её прочность уменьшается ещё больше, до 18‑22%. Влажные кевларовые верёвки слабее на величину до 40%.;
  • Старение — под влиянием фотохимических и термических процессов, как и вследствие окислительного воздействия воздуха полимеры подвержены непрерывному прогрессирующему необратимому процессу — деполимеризации или старению. Деполимеризация особенно быстро идет в первые месяцы после производства, потом процесс замедляется. Процессы старения протекают независимо от того, эксплуатируется верёвка или нет. Процесс особенно интенсивно идет под влиянием тепла и света.
  • Износ при использовании — в результате механических воздействий, которым верёвка подвергается в процессе эксплуатации, одновременно со старением изнашивается и физически. Особенно большой вклад в уменьшение прочности дает абразивное действие вследствие трения. Особенно неблагоприятное воздействие, которое способствует интенсивному износу верёвки, оказывает спусковое устройство замусоренное глиной, грязью и т. п. Даже при слабом загрязнении глиной в течение короткого времени прочность уменьшается примерно на 10 %.

Все вышеизложенные факты приводят к тому, что практическая прочность у верёвки, бывшей в употреблении может быть значительно меньше заявленных значений.

Например, выпускавшиеся в 1981‑82 годах спелеоверевка «Edelrid-Superstatic» имеет объявленную прочность 2500 кгс. После 5 лет эксплуатации её практическая прочность составила менее 700 кгс.

Итак...

Подытожив, можно заметить, что умение правильно применять нужные узлы на практике является неотъемлемой частью успешного и безопасного занятия горным туризмом.

 

 

В статье были использованы материалы сайтов Нижегородского горного клуба и ru.wikipedia.org, а также иллюстрации из книги И. В. Балабанова «Узлы»

Прикреплённые файлы

Понравилось у нас? Вы можете подписаться на RSS
Или получать новости по почте →
А ещё вы можете поделиться с друзьями →

Команда приключений «Арта»