На катамаране через пять морей. Луганский путешественник прошел из Азова до Александрии

Евгений КороткихЕвгений Коротких

Луганчанин Евгений Коротких на первый взгляд ничем не отличается от нас. Он изо дня в день сталкивается с привычными проблемами: высокие тарифы, убогое ЖКХ, плохая вода, убитые дороги… Но в его душе с самого детства живет непреодолимая тяга к путешествиям, и именно это помогает ему избавиться от привычной луганской депрессивности. На надувном парусном катамаране команда Евгения Коротких первой пересекла Черное море и благополучно причалила к турецкому берегу. Он поднимался высоко в горы, жил на лоне дикой природы на Шантарских островах в Охотском море, а два года назад осуществил свою мечту – совершил плавание на катамаране через пять морей. Без мотора под одним только парусом его команде удалось благополучно пройти через Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное море. Сейчас в душе бесстрашного луганского путешественника зреет еще одна мечта – пройти на катамаране через Атлантику.

Детская мечта осуществилась

Евгений Коротких по образованию инженер-энергетик, но эта специальность ему не совсем по душе. Последние 15 лет он работал руководителем детского туристического кружка и водил луганскую детвору в самые разнообразные походы.

Тяга к путешествиям у меня с рождения. Я родился в Узбекистане, там очень красивая горная местность – как можно ею не любоваться?! – вспоминает Евгений. – Увлекался произведениями Жюль Верна, Марка Твена и представлял себе море, путешествия, приключения... Мои путешествия – это то, о чем я мечтал в детстве.

Уже во взрослые годы судьба забросила его в Красный Луч, и там он нашел единомышленников, организовал клуб спортивного туризма.

Тогда в СССР не было границ между республиками, страна огромная: и пустыни, и горы, и моря, спортивный туризм финансово поддерживало государство, можно было смело этим заниматься. Я ходил и на лыжах, и пешком, побывал во многих удивительных местах, но все равно у меня такое возникало чувство, что я пропускаю что-то интересное. И так возникло желание путешествовать по морю. Почему-то все думают, что на наших морях, особенно на Азовском, смотреть не на что, но на самом деле и там есть удивительные места. Например, Обиточная коса – там нет никаких населенных пунктов, одна живая природа, олени, лисы, еноты, медведи. Среди красивых мест – Чаганы, Генеральские бухты... Но к ним не подъехать на автомобиле, увидеть и ступить на берег можно только с моря.

Постепенно Евгений получил навыки плавания на парусном надувном катамаране и впервые задумался о том, чтобы переплыть на таком судне Черное море.

Когда распался Союз, туристические походы отошли на второй план. Мы создали тогда кооператив по производству парусных катамаранов, но плавание отложилось на неопределенное время: не было средств. Кооператив обанкротился, но благодаря ему выжил парусный туризм в Луганске.

Найти команду для такого рискованного путешествия было нелегко, все-таки катамаран – судно не слишком надежное. Но ему все же удалось собрать троих друзей, причем двое из отчаянных путешественников были женщины.

Вот такая сборная конструкция несла путешественников через пять морейВот такая сборная конструкция несла путешественников через пять морей

Они никогда в море не выходили, не знали, что это такое и не представляли опасности, поэтому и не боялись. И вот в 2004 году мы собрали документы для плавания в Турцию и стартовали в Ялте. Эта новость тут же разнеслась по берегу, и яхтсмены удивлялись, как на этом резиновом изделии можно идти через море. Что только не говорили! Что нас из страны не выпустят, что мы не доплывем и при первом же шторме пойдем ко дну, в общем, никто не верил. Документы оформляли трое суток, было очень много сложных моментов, но нам все же дали «добро» и выпустили из страны. Когда отплывали от ялтинского берега, с пришвартованных яхт нас провожали сиренами, люди с берега по громкоговорителю желали нам удачи, очень было это все приятно.

Под парусом через Черное море

И команда луганчан Дмитрий Артухов (Стаханов), Евгений Коротких (Луганск), Людмила Гончарова (Луганск) и Марина Шевцова (Северодонецк) вышли в открытое море.

Наш катамаран, как и все парусные суда, может двигаться только по ветру, но мы можем ходить и против ветра. Когда идешь зигзагом, меняя галсы, скорость получается намного больше. Конечно же, у нас есть карты морские и топографические, компасы, а сейчас очень помогает GPS-навигатор – это незаменимая вещь.

Тем не менее в тот раз команда не определила заранее точку на карте берега Турции, где должно было завершиться плавание. Точнее, планы поменялись. Вначале планировали идти в Стамбул, но потом решили сделать путешествие более экстремальным: пройти не вдоль береговой линии, а напрямую через море, к самому ближайшему порту Синоп.

Дошли мы до середины Черного моря, стали нырять и купаться, – ощущения непередаваемые. Вода чистая, глубина больше двух тысяч метров… Страшно, но здорово, не передать словами. Шли мы двое суток под парусом, без мотора, попали в шторм, но все обошлось благополучно. Вскоре мы уже были у берега Турции. Приближаемся и думаем, сейчас пограничники нас остановят, как нарушителей. На удивление ни­кто нас не встретил. Но все равно мы опасались, что уже на берегу нас арестуют. По рации делаю запрос в порт Синоп, мол, такое-то судно из Украины, можно ли сойти на берег, мне ни­кто не отвечает...

Турки не верили, что на таком суденышке можно пересечь Черное мореТурки не верили, что на таком суденышке можно пересечь Черное море

Турки оказались на редкость гостеприимными, луганчане без проблем сошли на берег, оформили документы и были свободны.

Новость о том, что мы пришли на катамаране под парусом из Украины, облетела весь Синоп. Люди приходили к берегу, с нами знакомились, чтобы убедиться, что это правда. И старики, и дети, и молодежь, и бедные, и богатые на шикарных автомобилях, кто только не приходил – и все восхищались. Мы были там неделю у гостеприимного местного жителя, и все это время в городе шли разговоры о нас в тавернах, кофейнях, на пляже... Из Турции мы вернулись в Украину точно так же через море, дошли без проблем.

Проблемы начались у украинского берега. Путешественников по рации предупредили: «Не вздумайте бежать». Навстречу им неслась моторная лодка, в ней пограничники. Они вообще не поверили что луганчане прошли на таком судне через Черное море, и приказали им плыть ближе к берегу, но на землю не сходить. Затем мореплавателей отправили в Ялту для оформления документов.

Приезжают пограничники, таможенники, врачебный надзор, санстанция, в общем, целая делегация. По правилам они должны спуститься к нам на судно и оформить документы, но это невозможно: катамаран у нас маленький. Поэтому мне разрешили выйти на берег. Часа через два нас отпустили. И мы пошли морем в Мариуполь – спешили на чемпионат Украины по парусному туризму. Нас, конечно, встретили радостно, все поздравляли, восхищались. По итогам этого путешествия наша команда стала чемпионами России по парусному туризму. В Украине наше путешествие чиновников не впечатлило, несмотря на то, что мы всем встречающимся на нашем пути людям назывались украинцами, и прославляли, по сути, свою страну.

Через пять морей

После этого путешествия у Евгения Коротких возникла идея пройти на катамаране через пять морей, но он ее не афишировал, боялся сглазить. И вот осенью 2008 года участник первого похода стахановец Дмитрий Артухов, а также Алексей Шматов из Харькова и дончанин Владимир Тума вдохновились мечтой луганского путешественника и составили ему компанию в этом рискованном плавании. Они стартовали на Азовском море, пришли в черноморскую Ялту, оформили выезд и вышли в Черное море курсом на Босфорский пролив.

Пять суток мы шли до Босфора, пережили шторм, но все же добрались. Пролив очень нас впечатлил, местность там горная, а он похож на реку, между горными берегами. Подплываем к нему, уже начинает темнеть и штормить. Из Босфора в небо взлетают три ракеты – это штормовое предупреждение. Танкеры выходят в открытое море, а один из них теряет управление, и его волной несет на нас, но его команде удалось взять судно под контроль, и опасность миновала. Вместе с нами шел катер турецкой береговой охраны, освещал нам дорогу, по рации с нами переговаривался, и поверить не мог, что мы из Украины на таком судне дошли. Довели нас до пролива и пошли по своим делам. Вошли мы в Босфор, там тишина, никакого шторма нет. И там впервые за все путешествие мы запустили мотор и быстро миновали пролив.

Выключив мотор, они под парусом прошли Мраморное море, пролив Дарданеллы, Эгейское море и вошли в Средиземное.

С пограничниками у украинского экипажа были проблемы только в ГрецииС пограничниками у украинского экипажа были проблемы только в Греции

Никто из пограничников нас не преследовал, в одном месте мы вообще вышли на берег Турции и жили три дня. Задерживали нас только греки, у них такие же суровые правила, как и в Украине. Шли мы мимо их острова практически в приграничной зоне между Турцией и Грецией и, видимо, эту зону пересекли. К нам тут же направились катера, греки нас под автоматы взяли. Страшно, конечно, было. Но из этой истории мы вышли благополучно, они разобрались во всем и нас отпустили. Конечная точка нашего путешествия через пять морей была Александрия, Египет.

Шторм – не помеха переплыть океан

Изначально это путешествие планировалось более долгим, Евгений хотел пройти через Атлантику, но с разными командами. Первая должна была дойти до Александрии и лететь обратно в Украину, оставив луганского путешественника ждать смены – своих земляков, с которыми судно отправится дальше. На Канарских островах снова команда меняется, а путешествие продолжается.

Но в самом начале нашего плавания разразился мировой кризис, и сменные команды отказались от этого мероприятия. Это выяснилось только тогда, когда мы причалили в Александрии. По новым «вводным» там путешествие должно было окончиться. Мы думали катамаран разобрать, сложить и лететь самолетом. Но получилось так, что ребята полетели в Киев, а я остался с катамараном. Я решил один пройти Средиземным морем в Турцию, оставить там у знакомых судно и лететь в Киев уже оттуда. И вот я отчалил. На третьи сутки начался шторм: огромные волны, ветер, темно, неба не видно… И я вместе с катамараном поднимался на вершины волн, а потом летел куда-то вниз...

Во время шторма порвался один из баллонов катамарана, и судно стало тонуть. Отчаянный луганчанин выбрасывал за борт все вещи, но и это не спасло ситуацию. Еще немного, и судно вместе с капитаном могло пойти на дно Средиземного моря.

По рации я стал просить помощи. Никто не отзывался очень долго, а я как раз находился в месте, далеком от судоходных путей, рядом никого не было. На поверхности воды осталась маленькая часть катамарана, которая меня вмещала с трудом. Я тогда был атеистом, но в тот момент невольно задумался о Боге и стал просить помощи. И тут слышу, по рации меня кто-то вызывает на английском, но слышно плохо, я стал кричать по-русски и мне ответили на родном языке. Это было спасение. Я назвал свои координаты, ситуацию описал. Мне ответили, что только через 50 минут смогут добраться ко мне на помощь. Мне удалось все это время держаться на плаву.

Луганчанина спасло судно Европейской ассоциации стоматологов. Они шли от Карибских островов на Кипр. Капитан, старший помощник и штурман – украинцы. Остальная команда интернациональная: поляки, филиппинцы, русские...

Подняли меня на борт, а я оглядываюсь и вижу, как тонет мой катамаран. Такое чувство было, что я теряю друга. И сам себя чувствовал в тот момент предателем. Но потом оказалось, что если бы помощь вовремя не пришла, я бы не выжил. Буквально через несколько минут после моего спасения по рации передали, что надвигается ураган до 10 баллов. И мне пришлось отправиться вместе с командой на Кипр в город Лимассол.

Полиция связалась с посольством, луганчанин срочно взял билет и в течение суток вылетел в Украину. Несмотря ни на что он не оставляет мечту пройти на парусном катамаране через Атлантику. Вот только судно нужно новое и средств побольше. Помощь меценатов не помешала бы: своими силами подготовить трансатлантический переход непросто.

Источник: «Молодогвардеец»

Понравилось у нас? Вы можете подписаться на RSS
Или получать новости по почте →
А ещё вы можете поделиться с друзьями →

Команда приключений «Арта»